Прорыв «ЕВРОТУЛ»
(во избежание недоразумений имена и названия … не совсем точные).
Компания по продаже металлорежущего инструмента – 17 лет на рынке
- Официальный дилер (один из 7 в РФ) международного концерна – одного из лидеров рынка.
- Владельцы – 2 семьи, всего в компании – 11 сотрудников.
- Годовая выручка – около 150 млн.рублей. Ежегодный рост – 7-9%
- Головной концерн через 6 месяцев сокращает количество дилеров до 3 – «Евротул» в рейтинге на 5 месте с отставанием от 4-го на 35 млн.рублей годовой выручки.
- Шансы у «Евротула» на диверсификацию бизнеса – околоноля. Всю сознательную жизнь собственники посвятили металлообработке и продажам инструмента. Других компетенций и связей нет.
- Дилерское соглашение жестко ограничивает территорию и принципы неконкуренции – переход конечного потребителя инструмента между дилерами допускается только по его обоснованному заявлению.
- Времени – мало. Собственники и сотрудники – деморализованы.
ЗАДАЧА - Остаться в составе дилеров на следующий год
После первого разговора с владельцами оптимизма не было, от слова СОВСЕМ. На лицо стандартные действия западного производителя – после первого этапа «разработки» нового рынка локальными компаниями-дистрибьюторами переходить к самостоятельной работе через представительство и региональный склад, сокращая количество дистрибьюторов и соответствующие потери и риски.
Именно так и учат во всех приличных бизнес-школах. Об этом я честно предупредил их, обрисовав все риски. Решили попробовать найти прорывное решение. Скорее всего, потому что … терять уже было нечего.
Итак … Диагностику текущего состояния компании проводили с помощью инструментов Теории ограничений (ДСД, инструмента «Туча» ), модели организационного развития Л.Грейнера, которые позволили выявить ограничивающий фактор – Дилерская политика производителя.
Доскональное и пристрастное изучение Дилерского соглашения позволило определить ДВА возможных направления для «расшивки» ограничения и роста продаж: перетянуть к себе клиентов, работающих с инструментом конкурирующих брендов и перевести на себя клиентов пользующихся услугами других дилеров концерна.
Оба пути ЧРЕЗВЫЧАЙНО сложные – но все другие полностью блокированы условиями дилерского соглашения (будьте внимательны при подписании подобных документов!!!) и сложившейся ситуацией на рынке.
Вопрос был в том - КАК это сделать?.
Для ответа на него был проведен ряд аналитических сессий с использованием инструментов ТОС (ДСиТ, инструмента «Препятствие») и матрицы стратегического развития Ансоффа. Результатом «исканий» стала версия о необходимости поиска товара\услуги, который:
- Не подпадает под ограничения Дилерского соглашения
- Не требует больших вложений (финансовых и временных)
- Востребован «нужными» ЕВРОТУЛу клиентами
Основное влияние на решение этой задачки оказали ДВА фактора – понимание, что это должен быть не товар, а скорее услуга и «волшебное» слово - НЕ ДОСТАТОЧНО ОБРАЗОВАННЫЕ относящиеся к техническим специалистам Клиентов (главные механики, начальники цехов, мастера и др.).
От совмещение этих двух факторов и родилась новая услуга – Консультирование клиентов по актуальным вопросам металлообработки. Не буду скрывать – особого восторга это решение по началу не вызвало, но в нем хотя бы просматривались перспективы в отличие от прочих «придуманных» вариантов. Дальнейшие события я просто перечислю в хронологии с некоторыми пояснениями.
1. Был подобран Главный консультант имеющий за плечами ОПЫТ в обработке металлов (путь от токаря «Балтийского завода» до Технического директора крупного станкостроительного объединения), БАГАЖ ЗНАНИЙ (от хороших советских ВУЗов и отраслевых ГипроНИИ, до современных технологических и технических аспектов металлообработки из Интернета и специализированный зарубежных изданий), НАВЫКИ ПРЕПОДАВАНИЯ (последние 5 лет преподавание в колледже по специальности «Обработка металлов») и фанатично любящий свою профессию.
2. Совместно с региональной ТПП был организован семинар «Актуальные вопросы современных обрабатывающих производств, в котором приняло участие 57 компаний-участников – Главные инженеры, Технические директора, Главные механики машиностроительных заводов и промышленных предприятий.
3. В течение двух недель после семинара был заключен 21 договора на консультационное обслуживание предприятий с месячной ставкой 12 тыс.рублей, что сразу сделало консультационную услугу высокорентабельной.
4. В течение последующих 3 месяцев практически все консультируемые предприятия начали покупки инструмента от ЕВРОТУЛа, что позволило увеличить ежемесячные продажи почти на 40% При этом большая их часть закупали ранее конкурирующие бренды. Кроме того, эти предприятия начали заказы у Евротула другой профильной продукции (оснастки) с положительной динамикой.
1. Западный концерн-производитель принял решение о предоставлении ЕВРОТУЛу «специального» четвертого места в списке дилеров, за новаторство и высокую динамику продаж. И это не все…..
2. Директор ЕВРОТУЛа был первым из россиян приглашен на ежегодную конференцию концерна для доклада о новой модели продаж, на которой получил специальный приз и существенный денежный бонус. И это тоже не все….
3. Концерн принял решение о внедрении «консультационной» модели продаж в других странах присутствия, включив Директора ЕВРОТУЛа в состав команды проекта внедрения. И даже это еще не все…
4. Два предприятия клиента ЕВРОТУЛа обратились к нему с предложением стать их консультантом по реконструкции производственных линий на комиссионной основе. Суммы инвестиций имеют восьмизначное исчисление в Евро.
Но это уже другая история и другой бизнес…. И другие доходы конечно же.